Дмитрий Медведев дал распоряжение выделить 43,5 миллиарда рублей на строительство низконапорного гидроузла в Нижегородской области
Историческое событие. Низконапорный гидроузел все-таки появится на Волге. Соответствующее заявление накануне сделал глава правительства Российской Федерации . Проект низконапорного гидроузла в Нижегородской области обсуждается уже несколько лет. По плану его длина составит чуть более километра, ширина — 12 метров, высота — 24. Водосброс будет состоять из 16 секций по 20 метров.
Судоходную часть составят 2 шлюза, шириной в 30 и длиной 300 метров. По техническому заданию гидроузел будет регулировать уровень воды и пропускать суда. Деньги на строительство нижегородского гидроузла — порядка 43,5 миллиардов рублей — в бюджете страны уже заложены. Завершить строительство планируется в 2021 году.
По данным Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, низкий уровень воды в Волге практически остановил движение судов во время навигации 2014-2015 годов. «Гарантированная глубина для прохождения судов с осадкой 3,1 м не выдерживалась и постоянно снижалась. Время от времени этот участок могли проходить беспрепятственно суда с осадкой не более 1,7 м. Чтобы преодолеть этот участок капитаны вынуждены избавляться от груза на этом этапе пути либо совершать рейсы с неполной погрузкой», — пояснили в Минтрансе региона.
Весной 2017 года министр транспорта РФ Максим Соколов высказал мнение, что строительство нового гидроузла необходимо, чтобы создать единую транспортную сеть на Волге с гарантированной глубиной прохождения 4,2 м.
Власти региона полагают, что в перспективе ГЭС откроет новые возможности для регулярного судоходства не только по Волге, но и Оке, Ветлуге и Суре. Интенсивное судоходство в границах области даст толчок к развитию нижегородских портов: Дзержинскому, Городецкому, Борскому и Кстовскому, свяжет их в единый транспортный коридор с выходом на Балтику. Власти региона от реализации проекта в первую очередь ждут развития грузопотока.
Замдиректора по научной работе Института проблем экологии и недропользования Академии наук Татарстана Дмитрий Иванов отметил, что речной транспорт незаменим при перевозках для нефтяной, строительной отраслей, транспортировке зерна, машин и механизмов.
«Однозначно, что экономическое обоснование строительству гидроузла есть. Перевозка таких грузов как нефть, песчано-гравийные смеси, экономически востребована именно речным и морским транспортом. С точки зрения экологии одной ГЭС больше, одной меньше — большой разницы нет. То есть, это будут мини-ГЭС, мини-шлюзы, которые отсекут существующее водохранилище, его верхнюю часть. И судоходству на Волге больше не будет мешать ничего», — пояснил Иванов ТАСС.