НАВЕРХ
Автор: Сергей Некрасов

55 лет исполнилось началу Карибского кризиса‍

55 лет назад, 9 сентября 1962 года, на Кубу были доставлены советские баллистические ракеты. Это стало прелюдией так называемого Карибского (Октябрьского) кризиса, впервые и так близко поставившего человечество на грань ядерной войны.

В субботу в 55-годовщину переброски на Кубу первых советских ракет в рамках операции ” Анадырь” министерство обороны России опубликовало информацию о 64 советских гражданин, погибших в период с 1 августа 1962 года по 16 августа 1964 года.

“Какие были на то причины? Например, в результате различной воинской деятельности, когда монтируется сложное устройство, когда тяжёлые условия, всё необходимо делать быстро, случаются несчастные случаи, которые повлияли на эти потери”,- заявил Мягков.

Он также отметил, что в 1963 году в Кубе был тропический ураган, во время которого советские военнослужащие спасали мирное население. Тогда, по его словам, тоже были потери.

Мягков напомнил о том, что в 1978 году неподалеку от Гаваны был установлен мемориал советскому воину-интернационалисту. Туда был перенесен прах погибших советских военнослужащих.

В ходе операции, которая началась 10 июля 1962 года, на Кубу под видом специалистов сельского хозяйства отправилась передовая рекогносцировочная группа. В советских портах на корабли в режиме повышенной секретности погрузили вооружение, военную технику и личный состав.

«О том, что суда направляются в 11 кубинских портов, их капитаны узнали из секретных инструкций только после прохода Гибралтара», — отмечается в сообщении.

Пусковые позиции баллистических ракет были обнаружены 14 октября 1962 года американским самолётом-разведчиком. 16 октября о размещении на Кубе советских ракет был проинформирован президент США Джон Кеннеди и высшее военное командование Соединённых Штатов. Спустя шесть дней американский лидер объявил о блокаде острова.

28 октября стороны разрешили конфликт. «Всё-таки возобладал здесь здравый смысл. Удалось договориться, что американцы снимут блокаду с Кубы, а мы выведем свои ракеты с Острова свободы», — отметил Мягков в разговоре с RT.

Отправка советских баллистических ракет на Кубу из СССР в 1962 году была инициативой Москвы, а конкретно Никиты Хрущева. Никита Сергеевич, потрясавший ботинком на трибуне Генассамблеи ООН, не скрывал своего желания “засунуть ежа в штаны американцам” и ждал удобной возможности. И это забегая вперед, ему это блестяще удалось – советские ракеты убойной силы не только разместились в сотне километров от Америки, но в США целый месяц не знали, что они уже развернуты на Острове свободы!

После провала операции в Заливе Свиней в 1961 году стало ясно, что американцы не оставят Кубу в покое. Об этом говорило все увеличивающееся количество диверсионных актов в отношении Острова свободы. Москва чуть ли не ежедневно получала сводки об американских военных приготовлениях.

В марте 1962 года на совещании в Политбюро ЦК КПСС, по воспоминаниям выдающегося советского дипломата и разведчика Александра Алексеева (Шитова), Хрущев спросил его, как прореагирует Фидель на предложение установить на Кубе наши ракеты. “Мы, сказал Хрущев, должны найти столь эффективное средство устрашения, которое удержало бы американцев от этого рискованного шага, ибо наших выступлений в ООН в защиту Кубы уже явно недостаточно <… > Поскольку американцы уже окружили Советский Союз кольцом своих военных баз и ракетных установок различного назначения, мы должны заплатить им их же монетой, дать им попробовать собственное лекарство, чтобы на себе почувствовали, каково живется под прицелом ядерного оружия. Говоря об этом, Хрущев подчеркнул необходимость проведения этой операции в условиях строгой секретности, чтобы американцы не обнаружили ракет до того, как они будут приведены в полную боевую готовность”.

Фидель Кастро не отверг эту идею. Хотя он прекрасно понимал, что размещение ракет повлечет изменение стратегического ядерного баланса в мире между социалистическим лагерем и Соединенными Штатами. Американцы уже разместили боеголовки в Турции, и ответное решение Хрущева разместить ракеты на Кубе было своего рода “ракетным уравниванием шансов”. Конкретное решение о размещении советских ракет на Кубе было принято на заседании Политбюро ЦК КПСС 24 мая 1962 года. А 10 июня 1962 года, до июльского приезда Рауля Кастро в Москву, на совещании в Политбюро ЦК КПСС министр обороны СССР маршал Родион Малиновский представил проект операции по переброске ракет на Кубу. Он предполагал размещение на острове двух видов баллистических ракет – Р-12 с радиусом действия около 2 тысяч километров и Р-14 с дальностью в 4 тысячи километров. Оба типа ракет были снабжены ядерными боеголовками мощностью в одну мегатонну.

Текст соглашения о поставке ракет был передан Фиделю Кастро 13 августа послом СССР на Кубе Александром Алексеевым. Фидель немедленно подписал его и направил с ним в Москву Че Гевару и председателя Объединенных революционных организаций Эмилио Арагонеса, якобы для обсуждения “актуальных экономических вопросов”. Никита Хрущев принял кубинскую делегацию 30 августа 1962 года на своей даче в Крыму. Но, приняв соглашение из рук Че, он даже не удосужился подписать его. Таким образом, это историческое соглашение осталось оформленным без подписи одной из сторон.

Comments are closed.