Что для Вас патриотизм?



Посмотреть результаты
У Победы наши лица
ЖЖГПК
Загружается, подождите...
 
Главная / Новости / Новости Партии и Клуба / ГПК: Вначале нужно воспитать гражданина
 ГПК: Вначале нужно воспитать гражданина

Идеология образовательных стандартов, концепция духовно-нравственного воспитания  поддержаны обществом, они нужны и государству, и обществу, и школе, и ребенку. К такому выводу пришли участники заседания Государственно-патриотического клуба «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в образовательном процессе как один из приоритетов послания Президента РФ. Предложения по реализации», которое состоялось 15 декабря.
 
Основной темой Послания Президента стала задача воспитания духовно-нравственных основ. Недавние события на Манежной площади только подтверждают важность и необходимость духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, закладывающего основы для развития цивилизованной гражданской личности.  Об этом, открывая заседание, заявил председатель комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев.
 
«Сейчас в Госдуме идет работа над тремя законопроектами, которые касаются художественного образования, формирующего эстетический вкус ребенка и дающего ему творческие навыки. Культурное, патриотическое воспитание, художественное образование – это то, что позволит создать активного творческого человека», - уверен Ивлиев.
 
«Немаловажным является и создание фильмов для детей и молодежи, о чем также говорил Президент. Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии уже предусмотрел отдельную программу для финансирования фильмов о детях и для детей. Мы очень надеемся, что при господдержке люди нового поколения найдут понятные им кинообразы, которые заложат основы высокого нравственного и культурного развития личности», - сказал председатель думского комитета по культуре.
 
Вместе с тем, он заметил, что дело ведь не только в финансировании. «Для создания таких фильмов нужно много активных творцов. И их нужно поддерживать. Сейчас мы готовим законопроект о творческой деятельности, где прописываем статус «творца», который на сегодняшний день нуждается в правовой и общественной поддержке. Обеспечение жизнедеятельности творческого человека, – та задача, которая должна быть решена для успешного развития общества. Представители всех творческих союзов уже давно ставят перед нами этот вопрос. Наконец-то сейчас появилась договоренность о внесении этого законопроекта в январе 2011 года»
 
Представивший новые образовательные стандарты старшей школы гендиректор ОАО «Издательство «Просвещение», научный руководитель ИСИО РАО Александр Кондаков согласился с Ивлиевым и заявил, что события на Манежной площади можно рассматривать как индикатор важности проблем духовно-нравственного воспитания, поднятых Президентом. В связи с этим он напомнил слова Столыпина о том, что «вначале нужно воспитать гражданина и гражданское общество тогда само возродится на Руси».
 
По словам Кондакова, впервые в новой России стандарты общего образования сформулированы как общественный договор. Это стало возможно благодаря поддержке партии «Единая Россия», убежден их автор: «В связи с тем, что на площадке Государственно-патриотического клуба мы уже не раз обсуждали эти вопросы, предлагаю издать и выпустить окончательный текст концепции духовно-нравственного воспитания в обложке или под логотипом ГПК».
 
Сегодня в рамках общего образования только учебная деятельность недостаточна. В этом убеждены не только педагоги. Формирование личности – это запрос государства и семьи, заявил Кондаков. «Нам необходимо формировать национальные ценности, такие как патриотизм, любовь к России, малой родине. При этом мы должны учитывать региональные и этнические особенности патриотизма, воспитывать гражданственность, базовые национальные ценности. Нужно вплотную заняться социальной культурой, социализацией учащихся, поддержкой мира и согласия. Сегодня этому направлению, к сожалению, уделяется недостаточно внимания».
 
По замечанию Кондакова, авторы образовательный стандартов поддержали идею лидера «Единой России», премьера Владимира Путина и предлагают ввести в школьную программу предмет «Россия в глобальном мире». Кроме того, он считает, что необходимо вернуть такое понятие, как аттестат зрелости. «По окончании школы выпускник должен не только получить на руки корочку с оценками по предметам. Он должен выйти из ее стен зрелым социально. Сделать же это невозможно без грамотной подготовки учителя, человека – носителя духовно-нравственных ценностей и идеалов», - подчеркнул Кондаков.
 
Концепция духовно-нравственного воспитания - хорошая основа для воспитания будущих детей. Об этом заявил профессор, заместитель декана факультета прикладной политологии ГУ-ВШЭ по научной работе, заведующий кафедрой общей политологии  ГУ ВШЭ Леонид Поляков. «Этот документ дышит. В нем поставлены проблемы и предложены механизмы их решения», - сказал он.
 
Поляков поддержал идею, высказанную накануне на форуме «Россия, вперед!», приглашать в школы ученых, инженеров и творческих работников в качестве преподавателей. «Гражданско-патриотическое воспитание возможно только через личное общение в процессе обучения», - подчеркнул политолог. Он особо отметил, что необходимо изменить бюрократические механизмы, когда учитель вынужден больше времени проводить за написанием отчетов, а не на уроках. «Необходимо радикально менять творческую обстановку в школе. Потому что творческий человек не пойдет работать туда, где так много бюрократии».
 
«В сфере образования страшнейший кадровый дефицит. Проблема состоит в том, кто будет реализовывать эту концепцию духовно-нравственного воспитания. Мы находимся в состоянии катастрофы, потому что в педагоги идут люди, которые ничего другого просто не смогли сделать в жизни. Кроме того, стоит обратить внимание на возраст и гендерный состав сегодняшнего учительства, - сказал Поляков. - Все усилия получить эффект от нового стандарта уйдут в песок, если мы не осознаем проблему учительства в стране».
 
С Поляковым не согласилась советник мэра Москвы, член коллегии Минобрнауки России Любовь Кезина. «Учителя не ругает только ленивый. Его ругают с экранов телевизоров, в газетах. Сейчас мы дошли до того, что родители приходят в школу и бьют учителей. А между тем, опыт подготовки прекрасных педагогических кадров можно посмотреть в действии. Московский государственный педагогический университет, возглавляемый Виктором Рябовым, уже однажды спас педагогическую ситуацию. Он создавался в середине 90-х годов, когда 5 000 учителей ушло в коммерцию. Я предлагаю выехать в этот университет и изучить опыт подготовки педагогических кадров. Этот университет создал 7 институтов, у них огромное количество факультетов, на поступление в вуз конкурс. 75% его выпускников приходят работать в школы», - сказала Кезина.
 
Тезис Полякова о том, что в школы в качестве преподавателей нужно привлекать ученых и инженеров не нашел поддержки у заместителя директора Института содержания и методов обучения РАО Алексея Журина: «Сегодня даже педагоги толком не знают психологии ребенка. И их замена повлечет за собой полную неуправляемость классов». По его словам, любой предмет может воспитывать, даже химия. А вот как через этот предмет можно воспитать личность, это уже зависит от учителя.
 
Что касается курса «Россия в глобальном мире», то, как считает Журин, наверное, все же нужно уделить больше внимания такому важнейшему предмету, как история. Без этих знаний нельзя воспитать гражданина своей страны. 
 
«Всероссийское педагогическое собрание является экспертом при рассмотрении общеобразовательных стандартов, на протяжении 2 лет мы ведем экспертизу этих документов. Обсуждение ведется в комитете ГД по образованию, с учителями, на площадке Государственно-патриотического клуба. Мы, фактически, вытроили систему прямой и обратной связи, концепция воспринимается не только на уровне педагогического сообщества. Получается, что это уже наш общий документ», - сказала председатель Всероссийского педагогического собрания, ректор Московского государственного университета технологии и управления Валентина Иванова.
 
По ее словам, духовно-нравственное воспитание красной нитью проходит через все три ступени образования: начальное, среднее, высшее. «Это отличительная черта нового образовательного стандарта, которая по-новому выстраивает воспитание в школе», - подчеркнула она.
 
«Концепцию должна иметь каждая школа, - убеждена Иванова, - но документ не должен лежать на полке. Его надо реализовывать, концепция должна действовать».
 
Вместе с тем, по мнению ректора, концепция нуждается в поддержке и продвижении на уровне Государственной думы, региональных и местных парламентов, общественных организаций. «Необходимо также выстроить систему морального поощрения школ, проводить конкурсы на звание "лучшей школы" и др.».
 
Директор «Института управления образованием» Сергей Кравцов убежден, что стандарты не решат всех проблем образования. «Надо посмотреть на то, какое место идеология занимает в процессе воспитания. Идеологию надо закладывать, начиная с начальной школы, продолжать в средней и старшей», - считает он.
 
«Воспитательный процесс в школе должны осуществлять воспитатели, а не учителя, не классные руководители, не психологи, как это происходит сейчас», - сказал Кравцов. По его словам, в тех школах, где нет системы дополнительно образования, где нет развития – там много работы у милиции. «Система допобразования должна работать, к ней должны привлекаться не только учителя, но и люди других профессий», - заключил Кравцов.
 
Адвокат, руководитель некоммерческого правозащитного учреждения Центр правовой помощи соотечественникам «Москва-Россияне» Михаил Иоффе обратил внимание на ситуацию в Латвии и рассказал, что в этой стране вопросами патриотизма занимаются с дошкольной скамьи. «К сожалению, в Латвии сегодня не просто предпринимаются попытки героизации нацистских преступников. Здесь идет целенаправленная работа по дискредитации всего советского наследия, переписывается история Второй мировой войны, молодых латышей убеждают, что СССР – главный военный преступник. Самое страшно то, что латышские учителя истории верят в то, что преподают». Поэтому, убежден адвокат, нам нужно говорить не только о концепции духовно-нравственного воспитания, но и об исторической концепции. «Мы не против истории, мы против ее фальсификации. От авторитета и знаний российских педагогов, от умения объяснить тот или иной спорный исторический факт, будет во многом зависеть, станет ли патриотами своего государства новое поколение россиян».
 
 
 
 
 
Комментарии
Имя
E-mail
Заголовок
 
Версия для печати


Ломоносовская частная школа - лучшая частная школа Москвы
© «Государственно-патриотический клуб» 2008
Все права на материалы, находящиеся на сайте,
охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Rambler's Top100
Яндекс цитирования